[Список Лекций] [Государственный музей Востока] [Коллекция А.С. Коломиец] [^] [>] [>>]

Государственный музей Востока

Коллекция А.С. Коломиец

Kolomiec

Коллекция Аллы Сергеевны Коломиец посвящена определенному виду искусства – японской гравюре 50-х – начала 70-х гг. нашего столетия. Алла Сергеевна Коломиец – известный исследователь в области японского искусства. В 1949 г. она окончила Московский институт Востока, в 1964 г. – защитила кандидатскую диссертацию по теме «Сборник рисунков Хокусая «Манга». Некоторое время была заведующей редакцией учебников на восточных языках Издательства иностранной литературы, в 1958-1961 гг. – сотрудник редакции вещания на Японию в Радиокомитете. С 1961 г. и до своей безвременной кончины в 1976 г. являлась научным сотрудником Института истории искусства Министерства культуры СССР.

Она блестяще владела японским языком, неоднократно бывала в Японии. Ею опубликовано более 40 научных работ, среди которых крупнейшими являются «История японского искусства», «Манга», сборник рисунков Хокусая и «Современная гравюра Японии и ее мастера».

Японскую гравюру А.С.Коломиец изучила досконально, имея возможность бывать в стране, общаясь со многими японскими художниками, посещая мастерские, где непосредственно изучала методы их работы. Мастера охотно раскрывали перед ней свои профессиональные секреты, дарили свои произведения.

Алла Сергеевна Коломиец классифицирует гравюру по различным художественным направлениями, выделяя основные: художники традиционного направления, «народная гравюра» и художники-декоративисты.

Современная японская гравюра продолжала традиции классической японской гравюры укиё-э, но при наполнении ее новым содержанием и рядом новых преобладает техника ксилографии, с максимальным использованием ее возможностей. И в современной гравюре нередко сохраняется глубокий философский подтекст, символика образов, апелляция к ассоциативному восприятию ее зрителями.

Велика роль графики в формировании демократической национальной культуры послевоенной Японии, когда гравюра становится многообразной по жанрам, стилю, технике.

«Традиционное направление» оставалось ведущим в гравюре 50-70-х гг. Данное направление сложилось еще до войны и является составной частью «творческой гравюры». Традиционалисты сохраняют приемы старой техники, часто работают в черно-белой гравюре, используют поэтические образы природы. В их работах преобладают лаконизм пятна и линии, ясные композиционные решения. Мастера также заимствуют образы и формы различных национальных видов искусства – керамики, живописи тушью, каллиграфии.

[^] [>] [>>]