[Список Лекций] [Государственный музей Востока] [Коллекция П.И. Щукина] [<<] [<] [^]

Государственный музей Востока

Коллекция П.И. Щукина

Shykin

Известный русский коллекционер Петр Иванович Щукин происходил из купеческой семьи, обосновавшейся в Москве во второй половине ХУШ в. Он закончил немецкую школу в финском городе Выборге и немецкий пансион Гирста в Петербурге. Несмотря на желание Петра поступать в Московский университет, отец увозит 18-летнего юношу на шесть лет за границу.

После возвращения в Россию Петр вместе с братьями становится совладельцем торгового дома «И.В.Щукин с сыновьями», основанного в 1878 г. Однако Петра Ивановича все больше захватывает страсть к коллекционированию предметов старины.

На первом этапе П.И.Щукина интересовали европейские и русские произведения искусства, которые достаточно разнообразны: редкие книги и гравюры, древнерусская иконопись, нумизматика, изделия из серебра, живопись. Позже, совершая деловые поездки по Франции. Швейцарии и России, П.И.Щукин продолжал пополнять коллекцию.

Интерес к искусству стран Востока (Персии, Индии, Китая) зародился у Петра Ивановича в 1880-х гг. Эта коллекция включала ковры и ткани, миниатюру, рукописи, изделия из фарфора, керамики, кости и камня, оружие. Восточные вещи Петр Иванович привозил из Парижа, Стокгольма, Стамбула. Позднее П.И.Щукин писал: «я поставил себе задачей собирать не только русские предметы, но также восточные и западные, и, собирая последние, наглядно показать, какое влияние имели Восток и Запад на русскую культуру».

В 1890 г. П.И.Щукин решает возвести специальное здание для коллекций, и в 1893 г. на Малой Грузинской улице был построен двухэтажный особняк. В новом помещении находилась библиотека и большой рукописный отдел, картинная галерея. Собрание продолжало расти, и через несколько лет было выстроено еще одно здании, а в 1896 г.музей был открыт для посетителей. Его экспозиция привлекала как любителей старины, так и специалистов. Именно здесь В.Серов делал копии с персидских миниатюр для занавеса балетных спектаклей С.П.Дягилева. Сам Петр Иванович не только собирал предметы искусства, но и всячески их популяризировал. Кроме того занимался систематизацией экспонатов, издавал тематические каталоги с иллюстрациями, «Щукинские сборники», где публиковались наиболее интересные документы.

Стремясь сохранить произведения искусства после своей смерти, П.И..Щукин решил подарить их государству вместе со всеми постройками. Музей должен был получить статус отделения Императорского Российского Исторического музея и официальное название «Музея Петра Ивановича Щукина». Весной 1905 г. дар был оформлен. До своей смерти в 1912 г. п.И.Щукин оставался хранителем музея, нес все расходы и приобретал новые вещи. Предметы старины щукинского музея демонстрировались на международных выставках.

После революции огромная коллекция П.И.Щукина продолжала храниться в историческом музее, а затем была частично рассредоточена по другим московским музеям. Часть восточных вещей перешла в Музей Востока, созданный в 1918 году. Коллекция Петра Ивановича Щукина – это щедрый дар родному городу.

Собрание включает рукописные произведения и миниатюру Ирана и Индии ХУ-ХУШ вв. Одна из ранних по времени рукописей – «Хамсе» («Пятерица») Низами. В странах Ближнего и Среднего Востока рукописной книге, происхождение которой было освящено религией, придавали особое значение. Произведения светского содержания украшали не только орнаментальными заставками, но и сюжетными композициями. Классическая миниатюра мусульманского Востока – это тот вид искусства, который получил особенно яркое воплощение. Миниатюрный рисунок служил иллюстрацией к литературному сюжету, мастера использовали богатые изобразительные средства для передачи образов, созданных поэзией. Живописные школы развивались в таких крупных городах как Багдад, Тебриз, Шираз, а с ХУ в. В новой тимуридской столице, Герате.

К шедеврам книжного искусства, исполненным на заказ, относится рукопись - Хамсе» Низами. Рукопись написана на персидском языке мелким изящным почерком, часто прерывается орнаментальными заставками. Особенно пышно оформлено начало книги, но главным ее достоинством являются 56 великолепных иллюстраций.. Миниатюры, занимающие треть листа, органично связаны с текстом и отличаются яркими чистыми красками с преобладанием светлых тонов. Миниатюрист брался за рукопись только после каллиграфа, труд которого ценился выше остальных мастеров. Его имя вместе с именем заказчика и датой окончания работы часто ставили в конце книги. В коллекции хранится лист с подписью известного персидского каллиграфа Мир Али Харави, датированный 1521/2 гг. Строки, взятые из произведений классиков восточной поэзии Хафиза и Саади, написаны изящным почерком черной тушью и расположены в лентообразных полосах на золотистом фоне среди растительного узора.

Основатель династии Великих Моголов Бабур (1483-1530) – политик, меценат, знаток культуры сопредельных стран, оставил своим потомкам исторические хроники «Бабур-наме», в которых излагались события с 1494 по 1529 годы, связанные с жизнью правителя в Средней Азии, Афганистане и северной Индии. Серия миниатюр к «Бабур-наме» из коллекции была выполнена в художественных мастерских Акбара в конце ХVI. В иллюстрации к «Бабур-наме» представляют большой интерес в художественном отношении, как и многие другие миниатюры собрания, написанные в разные периоды в нескольких художественных центрах.

В коллекции представлены образцы шелковых тканей, шитья и ковров Ирана и Турции ХVI-ХУШ вв.. В подборе столь редкой группы художественного текстиля, очевидно, немалую. роль сыграли практически знания, приобретенные П.И.Щукиным в Лионе.

…В ХVI-ХVII вв. все великолепие придворной культуры сефевидского Ирана и Турции нашло отражение в художественном текстиле и ковроткачестве. Драгоценные ткани пользовались мировой известностью, ими торговали, одаривали послов и правителей. Особенно торжественно нарядны и декоративны турецкие ткани. Они притягивают взгляд зрителя крупным рисунком, броской цветовой гаммой, где яркие цвета шелка – красный, белый, синий, зеленый, соседствуют с обилием золота и серебра.

Более изысканны по цвету и сложнее по решению изделия Ирана. В этом регионе значительное влияние на художественное оформление тканей и ковров оказала миниатюрная живопись. Широко распространены были ткани с растительными мотивами. Часто это изображения ирисов, нарциссов, анемонов, шиповника, тонкие и изящные стебли которых склоняются под тяжестью цветов.

В ХVI в. в Европу стали вывозить не только ткани, но и ковры. И именно персидский ковер становится для европейцев тем образом, в котором сконцентрировалось для них все своеобразие иранского искусства. Наиболее ценные ковры для шахского двора выделывались в Кашане и Исфахане. Материалом для них служили лучшие сорта овечьей или верблюжьей шерсти, а для самых дорогих использовался шелк. В средневековых коврах Ирана сложный рисунок всегда гармонично сочетался с изысканным цветом.

В коллекции прикладного искусства помимо тканей и ковров представлены изделия из керамики ХVIII в., из дерева и папье-маше с лаковой росписью ХVIII-Х1Х вв., предметы из металла и эмали. На арабском Востоке было высоко развито искусство художественной обработки металла. Изделия из меди и бронзы – кувшины, блюда, подносы, курильницы – украшали чеканкой, гравировкой из серебра и золота. Они отличались изысканно богаты декором, в котором гармонично сочетались орнамент, фигурные изображения и надписи, сделанные арабской графикой.

В ХП-ХIV вв. своими металлическими изделиями славились и другие города – Герат (Афганистан), Мерв (Средняя Азия), Нишапур, Систан (Иран). Однако независимо от места производства в творчестве мастеров по металлу постепенно нарастает декоративное начало. В мастерских Исфахана изготовлено большинство экспонатов, среди них можно выделить группу дорогих вещей, которые украшали дворцовые покои. Это стальные блюда, чаши, сосуды характерного матового цвета, украшенные тонкой золотой насечкой. Золотую и серебряную насечку применяли для украшения разнообразных предметов из меди, бронзы, стали, в самые ценные изделия монтируют драгоценные камни. Сохранилось парадное оружие, украшенное рубинами, изумрудами, турмалинами.

[<<] [<] [^]