[Список Лекций] [Государственный музей Востока] [Коллекция В.Г. Тардова] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Государственный музей Востока

Коллекция В.Г. Тардова

Tardov

Владимир Геннадиевич Тардов родился 22 октября 1879 г. Его детство и юность прошли в Петербурге. В молодые годы Владимир Тардов самостоятельно изучил несколько иностранных языков: английский, французский, персидский (фарси). Он занимался журналистикой, писал стихи и прозу, критические статьи о литературе. Уже после переезда В.Г.Тардова в Москву вышли его стихотворные сборники: «Вечерний свет» (1907), «Странник» (1912). В последнем были помещены не только стихи, но и поэтические переводы с персидского. У него было несколько литературных псевдонимов, один из которых – Т. Ардов.

В 1912 г. в журнале «Русская мысль» В.Г.Тардов опубликовал очерк «Персия и ее культура», написанный им по воспоминаниям о путешествии в Иран. Знакомство со страной «изнутри», чему немало способствовало знание языка, не только явилось ярким и незабываемым впечатлением, но и определило его интерес к Востоку на всю жизнь. Он был очарован персидской литературой и писал, что «это целый мир, полный чистой, поистине звездной красоты».

В 1918 г. Владимир Геннадиевич поступил на государственную службу: работал в Наркомпросе, затем в Наркомате Иностранных Дел в Отделе печати, а в 1921 г. получил назначение на работу в Иран в качестве пресс-атташе Полпредства РСФСР. В 1922 г. В.Г.Тардов стал Генконсулом СССР в Исфахане и оставался на этом посту до своего возвращения на родину в конце 1927 г. Опираясь на свой опыт пребывания в Иране, В.Г.Тардов написал ряд статей, посвященных экономическим и этническим проблемам персидской истории, выступал за развитие иранистики.

В 1930-е гг. В.Тардов имел тесные отношения с музеем Восточной культуры, принимал участие в работе Всесоюзной Ассоциации Востоковедения, совместно с которой в музее проводились научные заседания. Все его статьи выходили в журнале «Новый Восток», печатном органе Ассоциации, где появлялись и статьи сотрудников музея. Одновременно В.Г.Тардов занимался преподавательской деятельностью, являясь профессором Института Востоковедения им.Нариманова.

За время, проведенное в Иране, Владимир Геннадиевич составил значительную коллекцию. Его собирательская деятельность была мало кому известна, а сам он нигде об этом не писал. Вместе с тем, это увлечение легко объясняется его неподдельным интересом к Персии и ее культуре.

Сразу после возвращения из заграницы, в декабре 1927 г. В.Г.Тардов передал произведения искусства музею. В дарственной он писал, что привез коллекцию, надеясь содействовать этим изучению богатого наследия Ирана. Саамы ценные образцы были показаны на выставках, включались в музейные публикации – путеводители, альбомы, научные статьи.

В основном это произведения иранского искусства, но есть индийские, китайские и японские памятники. Дальневосточная часть включает главным образом фарфор ХУ1-Х1Х вв.Разнообразна по составу коллекция Ирана. Ранний период представлен в ней керамикой ХП-Х1У вв. Это изделия с росписью люстром, минаи или украшенные кремовой, синей, бирюзовой глазурь, среди них выделяются орнаментированные предметы с арабскими надписями или с сюжетными композициями. Некоторые, по словам В.Г.Тардова, происходят из раскопок в Кухпайе, местечке между Исфаханом и Наином (Иран). К периоду Сефевидов относится большая часть керамики – сосуды, чаши, фрагменты изделий, но главным образом изразцы, украшенные кобальтом и полихромной подглазурной росписью. Из дворца Али Капу в Исфахане, по словам коллекционера, происходит ряд изразцов, а также 15 фрагментов фресковой росписи плафона.

[<<] [<] [^] [>] [>>]