[Список Лекций] [Государственный музей Востока] [Коллекция К.Ф. Некрасова] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Государственный музей Востока

Коллекция К.Ф. Некрасова

Nekrasov

Личность К.Ф.Некрасова остается для нас загадкой. Ничего не известно о его жизни, кроме того, что Некрасов бывал в Иране, где и составил во многом уникальную коллекцию произведений искусства. Неизвестен род его занятий, и был ли он как-то связан с его собирательской деятельностью. Ни в архивах музея, ни в первых публикациях нет никаких сведений об этом человеке.

Собрание К.Ф.Некрасова было куплено музеем одним из первых, осенью 1918 г. Спустя два года отдельные предметы поступили дополнительно через Отдел по делам музеев и охране памятников старины. Всего в фондах насчитывается 328 единиц хранения из его коллекции.

В коллекции представлены в основном памятники искусства Ирана и лишь несколько индийских и турецких вещей, а также семь японских гравюр ХVIII-ХIХ вв. Целостность и высокое качество собрания, включающего керамику, рукописи и миниатюру, заставляют предположить, что К.Ф.Некрасов не только имел тонкое художественное чутье, но и, по-видимому, глубокие знания в области восточного искусства.

Самый большой и исключительной ценный раздел – эти редкие фаянсы ХП-ХIV вв, составившие основу музейной коллекции средневековой керамики Ирана, и образцы позднего времени. Уникальность собрания была отмечена сразу. Изделия раннего времени получили мировую известность: они экспонировались на выставке в Лондоне в 1931 г., а также в Государственном Эрмитаже в 1935 г., во время проведения III-го Международного конгресса по иранскому искусству и археологии.

С ХП-ХIV вв. в Иране наступает расцвет прикладного искусства, в первую очередь керамики, что было связано с быстрым ростом городов и развитием ремеcла. Ведущими керамическими центрами долгое время оставались Рей, Кашан, Саве, Султанабад. Мастерские выпускали разнообразные изделия, среди которых особый интерес представляют сосуды в виде фигурок людей и животных. Они имели утилитарное назначение, однако их своеобразное художественное решение позволяет рассматривать эти произведения как мелкую пластику. В собрании экспонат ХШ в. – широко известный сосуд в форме птицы с женской головой. Птица изображена сидящей со слегка приподнятыми крыльями, ее голову венчает остроконечный убор. Скульптурно проработано женское лицо, лишенное человеческих эмоций и страстей. Сосуд покрыт темной росписью под ярко-бирюзовой глазурью. Возможно, - это Симург, вещая птица иранской мифологии, часто выступающая как орудие судьбы. Симург становится одним из наиболее популярных образов, его изображение часто помещали на оружие, т.к. считалось, что это приносит удачу его владельцу.

Налаженное керамическое производство позволяло создавать великолепные изделия с темным рисунком, просвечивающим сквозь прозрачную бирюзовую глазурь и глазурь цвета слоновой кости. Среди различных приемов украшения керамических изделий наибольшей эффектностью обладали люстр и полихромная роспись минаи.

Техника надглазурной росписи легкоплавкими эмалевыми красками, минаи получила развитие только в Иране, где применялась в течение двух столетий. Тонкая и изысканная, она покрывала особенно дорогие изделия – небольшие, очень легкие тонкостенные чаши, сосуды, блюда. Яркие краски наносили на предметы быстрыми масками кисти поверх непрозрачной кремовой или голубой глазури. В росписи минаи обязательно присутствуют черные контуры – это так называемый «мертвый край», препятствующий растеканию и смешиванию красок при обжиге.

В керамическом производстве ХII-ХIVвв. стала широко использоваться роспись люстром. Люстром украшали различные изделия – чаши, кувшины, блюда, вазы, сосуды для вина. Золотистый, красноватый или коричневатый люстр – особый красочный состав наносили на непрозрачную глазурь, и после восстановительного обжига он приобретал светящуюся радужность рисунка на перламутровом фоне. Особую выразительность изделиям придавала игра света и тени на их поверхности, мягкое золотистое мерцание, в котором то появлялись, то исчезали бегущие животные и фигуры.

Люстром украшались также широко применявшиеся для облицовки интерьеров здание изразцы. И орнаментальные и сюжетные композиции являлись по существу изящной миниатюрной живописью на керамике.

Появление арабской письменности мусульманская средневековая традиция рассматривала как акт божественной воли. Написанное слово получает значение талисмана, а процесс письма превращается в магическое действо. Книги Корана раннего времени были выполнены угловатым и прямолинейным почерком, получившим название куфи. Такой почерк использован в одном из редких образцов – фрагменте листа из Корана на пергаменте ХII в. Позднее пергамент выходит из употребления, заменяясь бумагой, куфический почерк начинает вытесняться другими – насхом и сульсом с их криволинейными очертаниями букв. Отношение к письму как к искусству складывается на протяжении веков и получает отражение в специальных трактатах, в которых содержится разнообразный материал о развитии каллиграфии. Как написано в анонимном арабском трактате по искусству письма ХI в., искусство каллиграфии – редкий дар, именно поэтому на каждое поколение приходится только один выдающийся мастер-каллиграф. Как начинающие переписчики, так и опытные мастера занимались постоянно тренировкой, многократно копируя образцы почерков признанных авторитетов в этой области и добиваясь абсолютного сходства.

В Иране была широко распространена практика составления альбомов с образцами каллиграфии, которые охотно приобретали знатоки и ценители красивого письма. Каллиграфия на отдельных листах привлекла внимание и К.Ф.Некрасова, который собрал более 20 образцов ХVШ-ХIХ вв.

Значительный интерес представляют рукописи ХVII-ХIХ вв., почти все украшенные иллюстрациями. Большей частью это поэтические сборники известных восточных авторов ХII-ХV вв. С середины ХVI в. Литературный сюжет постепенно перестает быть основным объектом изображения, появляются миниатюры на отдельных листах, которые отражают современные темы. Отделившись от книги, миниатюра превращается в самостоятельный вид искусства, который получает дальнейшее развитие в ХVII. Среди тем наиболее популярны жанровые сцены или портреты. Такие рисунки выполнялись не только красками, но и тушью. Светлый фон часто покрывали тонким растительным узором, нанесенным жидким золотом. К новому направлению относятся миниатюры исфаханской школы, представленные в коллекции Некрасова.

[<<] [<] [^] [>] [>>]