[Список Лекций] [Государственный музей Востока] [Коллекция Д.М. Мельникова] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Государственный музей Востока

Коллекция Д.М. Мельникова

Melnikov

Дмитрий Михайлович Мельников (1864-1949) – человек с необычной судьбой, проживший долгую жизнь, из которой большая часть отдана Китаю. Он родился в городе Селенгинске Забайкальской области.

Мельников учился в Троицко-Савском коммерческо-реальном училище, и по отбытии воинской повинности в 1886 году поехал на службу в Китай, в город Ханькоу (совр. Ухань). Он работал в чайно-торговой фирме, прослужив в ней более 35 лет. Всего Дмитрий Михайлович прожил в Китае 64 года и на протяжении этих лет занимался коллекционированием, как он сам писал «редкостей китайской культуры». Его знали антиквары во многих городах Китая, среди которых он пользовался большим уважением как знаток китайской старины, влюбленный в китайскую культуру. Дмитрий Михайлович обращался за консультациями к знатокам, вел переписку с европейскими специалистами, регулярно получал аукционные каталоги.

После войны, уже будучи в преклонном возрасте, Дмитрий Михайлович решил вернуться в Россию. Ему было дано разрешение, но встала огромная проблема с отправкой коллекции. Часть пути багажа, состоящего из 15 ящиков, проходила по реке Янцзы, на нескольких маленьких пароходиках, причем одно судно, на котором находилось собрание нумизматики, затонуло.

Всю свою уникальную коллекцию китайского искусства Д.М.Мельников подарил Государственному музею искусства народов Востока. Собрание Д.М.Мельникова насчитывает около полутора тысяч произведений и разнообразно по составу. В нем можно выделить несколько основных групп – каменная пластика, нефриты и керамика периода Хань (Ш в. до н.э. – Ш в. н.э.), бронзовые сосуды и скульптура, табакерки, а также лаки, эмали, слоновая кость, живопись.

Именно мелкая каменная и керамическая пластика составляют основу собрания искусства Древнего Китая музея. В коллекции преобладают изделия из белого «талькового» нефрита, здесь и круглая миниатюрная скульптура, и обереги в виде фантастических животных, напоминающих не то слонов, не то тапиров, у которых вместо ног декоративные завитки, покрытые сложным спиралевидным орнаментом, имеющим магическое значение. Плоские ажурные нефритовые пластины в виде фантастических змей (нашивки на одежду или подвески), покрытые магическим орнаментом, поражают мастерством исполнения, сложным композиционным решением. В них отразилась стройная система космогонических представлений с развитой числовой изобразительной и цветовой символикой.

Группа изделий из камня относится к ХУШ в., периоду когда возрастает интерес к китайской старине, происходит реставрация некоторых элементов этикета Древнего Китая, ритуалов при императорском дворе. Формы старинных предметов сохраняются ибо они ассоциативно напоминают о священных или особо престижных знаках древности, но при этом функционально переориентируются. Их любят повторять в пластике других материалов, включать как элементы декора в роспись фарфора, вышивки и др.

В камне, например, воспроизводят формы древних драгоценных пряжек для поясных ремней, которые прежде выполнялись из металла, иногда с инкрустацией. Поясные пряжки-крючки появились, вероятно, в период Чжоу (УП-У1 вв. до н.э.), а затем распространились в период Хань. Ношение их являлось сановным знаком отличия. Три подставки для кистей из коллекции Д.М.Мельникова (ХУШ в.) вырезаны из нефрита и горного хрусталя. Это настольные украшения, которые отличают тщательность отделки и великолепно продуманная композиция. Помимо нефритовых целый ряд произведений также был связан с древней обрядовой практикой. Один экспонат поистине загадочен и уникален. Это керамическая голова с сохранившимися на ней следами синей и розовой краски. Странная улыбка приковывает наше внимание, а весь ее облик говорит о связи с древней магией. Вероятно, это один из даосских персонажей, на что указывает волшебная трехлапая жаба, восседающая на голове, и удлиненные уши. Происхождение данной головы также весьма загадочно. Легенда о ней известна со слов самого Дмитрия Михайловича, который при приобретении экспоната получил сведения, что раритет был найден в погребении обезглавленного полководца периода Хань.

В собрании находится группа бронзовых изделий, среди которых несколько сосудов относятся к периоду Древнего Китая (1 тыс. до н.э.).

Дмитрий Михайлович, как большой знаток Китая приобретал бронзовые предметы, понимая, что многие из них датируются ХУШ-Х1Х вв. Но и поздние сосуды отличаются высоким качеством отливки, свидетельствующим о непрерывающихся традициях искусства китайских мастеров.

Отдельные предметы собрания представляют собой образцы декоративно-прикладного искусства ХУ1-ХХ вв. Это расписные (кантонские) и перегородчатые эмали начала Х1Х в., несколько изделий, выполненных в технике резного и расписного лака. Хочется отметить произведение, созданное в мастерских Фучжоу. Мастерские Фучжоу славились своими знаменитыми «бестелесными» лаками, основой которым служила ткань.

Коллекция керамики и фарфора состоит более чем из 300 произведений. Уникальны несколько сосудов, относящихся к периоду Сунн (Х-ХП вв.) – времени расцвета данного вида искусства. Д.М.Мельников отдавал предпочтение белой керамике, типа дин, отличающейся удивительной изысканностью. Дмитрий Михайлович собирал и фарфор первых десятилетий ХХ в., который в настоящее время также становится объектом пристального внимания знатоков. В нем очень грамотно воспроизводятся все признаки старого фарфора.

Коллекция табакерок Д.М.Мельникова составляет основу всего музейного собрания указанных изделий. В ней около 600 изящных флакончиков. В постоянной экспозиции «Искусство Китая» также преобладают табакерки из его собрания. Табакерки для нюхательного порошка появляются в период Канси. Формы табакерок чрезвычайно разнообразны, в их создании проявилась творческая мысль и фантазия авторов. Материалом для них часто служат полудрагоценные камни (агат, халцедон, аметист, нефрит), в которых нередко используется природный рисунок, обыгрываются пятна, игольчатые вкрапления и т.д. Табакерки бывают фигурными – в виде плодов, двойной тыквы, насекомых, рыбок. Мастера используют также широкие возможности стекла при создании флакончиков: это может быть тщательная, трудно отличимая имитация камня, может быть резьба по многослойному стеклу. С начала Х1Х в. появляется роспись стеклянных табакерок изнутри, для чего художники использовали специальные искривленные кисточки. В такой технике исполняются и жанровые сцены и сложные по композиции пейзажи. Целая серия табакерок выполнена в фарфоре, причем здесь можно встретить те же техники декорировки, что и на больших сосудах.

В коллекции Д.М.Мельникова есть и табакерки из слоновой кости, рога носорога, металла, лака, различных пород дерева. Следует выделить несколько уникальных табакерок из слоновой кости, относящихся к ХУШ в. Ряд росписей фарфоровых табакерок отражает богатый мир китайской литературы, фольклора.

Помимо китайских произведений в коллекции имеется несколько ламаистских икон-танка. Они написаны минеральными красками на холсте по очень жестким, скрупулезно разработанным канонам. Интересна танка с изображением Гэсэра – героя тибетско-монгольско-бурятского эпоса. Сын небесного божества, ниспосланный на землю для борьбы с заполнившим ее злом, он считался перевоплощением многих божеств – Будды Шакьямуни, божества мудрости Манджушри. Впоследствии в Китае он стал отождествляться с Гуань-ди – героем романа китайского писателя Ло Гуанчжуна (Х1У в.). Именно в образе этого легендарного полководца Ш в. изображен Гэсэр на иконе из коллекции Д.М.Мельникова.

[<<] [<] [^] [>] [>>]