[Список Лекций] [Государственный музей Востока] [Коллекция И.Э. Грабаря] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Государственный музей Востока

Коллекция И.Э. Грабаря

Garabar

Имя И.Э.Грабаря широко известно в нашей стране и за рубежом. Это выдающийся деятель изобразительного искусства, мастер пейзажной и портретной живописи, историк русского искусства, художественный критик, один из организаторов музейного дела и создатель советской школы научной реставрации.

И.Э.Грабарь родился в Будапеште, 25 мая 1871 г., он получил прекрасное художественное образование – сначала в Академии художеств у И.Е.Репина, затем в студии А.Ашбе в Мюнхене. Продолжает совершенствовать мастерство в Париже, где изучает различные течения в западноевропейском искусстве. Тогда же молодой художник знакомится с японской гравюрой. Игоря Эммануиловича Грабаря можно сравнить с человек «эпохи Возрождения» - за необыкновенную энергию, стремление проявить себя во многих сферах художественной и научной деятельности. Ему недостаточно только одной живописи – он пробует себя и в архитектуре. Увлечение архитектурой заставляет его проводить огромную работу по обследованию архивов, дворцов и усадеб, заниматься поисками произведений искусства в самых разных, даже отдаленных уголках России.

В 1906 г. он выступил инициатором серии монографий «Русские художники». В начале века Грабарь входит в объединение «Мир искусства» и «Союз русских художников». С 1918 по 1930 гг. И.Э.Грабарь руководил Центральными реставрационными мастерскими. В 1937-43 гг. – являлся директором Московского художественного института, а затем – Всероссийской Академии художеств. С 1944 г. по 1960 г. он возглавлял Институт истории искусств Академии наук СССР.

Собрание И.Э.Грабаря посвящено определенному виду искусства, которое включает многие прославленные имена, - классической японской гравюре. Он собрал интересную коллекцию японской ксилографии укиё-э, насчитывающую около 150 листов. Мода на коллекционирование японской гравюры зародилась в конце Х1Х века в Европе, затем распространилась и в России. Собрание можно назвать классически-хрестоматийным: его состав отражает интересы художественной среды рубежа Х1Х-ХХ вв. В нем представлены художники, работавшие в различных жанрах, но значительная часть работ приходится на творчество известного мастера Утагава (Андо) Хиросигэ, отдавшему предпочтение жанру пейзажа.

В гравюре на протяжении веков сложились определенные жанры, стили, направления. В этом виде искусства работали выдающиеся художники, создававшие живописные эскизы, а довершали работу резчики и печатники. В коллекции представлены гравюры известных школ ХУШ-Х1Х вв. Кацукава и Тории, художественной сферой которых были жанр театральной гравюры. Ряд работ собрания принадлежит прославленному Китагава Утамаро.

Его работы передают определенное душевное состояние через певучую линию, плавность движения, а смену настроений и острые переживания подчеркивает неожиданным ракурсом, резким поворотом.

Особое пристрастие И.Э.Грабарь питал к собиранию знаменитых пейзажных серий. Листы из серий Утагава Хиросигэ (1797-1858), подчиненные декоративному замыслу, были наиболее созвучны художественным исканиям представителей «Мира искусства». Художник максимально использует все возможности гравюры, виртуозно работая с доской. Ему удается передать пушистые хлопья снега, косые струи дождя, зарево заката или расцветающие в небе «цветы» фейерверков. Некоторые листы позволяют вспомнить живописные композиции. Его излюбленный прием – контрастное сопоставление предметов то ясно различимых, то, как бы исчезающих в тумане, легкой дымке или за струями дождя... В композиции появляется характерный прием раската с переходами тонов в цвете и кулисное построение, когда первый план акцентируется цветом и укрупненными деталями, данными иногда даже фрагментарно.

[<<] [<] [^] [>] [>>]